|
|||||||||||||||||||||||||
|
Jawa номер два
scooterok.ru > БАЙК.СТАТЬИ > ПЕРЕДОВИЦА
04.04.2023
Начало тридцатых годов юная фирма Jawa встречала всего с одной моделью мотоцикла, которая стоила целое состояние - 15 тысяч крон. Это была Jawa 500. Она не являлась новинкой, поскольку была лицензионной копией байка фирмы Wanderer. Естественно мотоцикл быстро устаревал, продажи падали. Да и начавшаяся Великая депрессия тоже вносила свою лепту. Не нужно быть гением маркетинга, чтобы понять простую вещь - необходим более дешевый мотоцикл, что в то время это значило малокубатурный мотоцикл. Так как Jawa еще не обладала крепкими инженерными кадрами, а новая модель мотоцикла требовалась срочно, то решено было пойти проверенным путем - купить лицензию на силовой агрегат у стороннего производителя. Тем более Великая депрессия сделала многих производителей сговорчивей. За новым двигателем чехи отправились в Британию. Разумеется, возникает вопрос: почему не в Германию? В Германии был развитый мотопром, отличные технологии. Ответ прост. 90 процентов моторынка Чехословакии в начале тридцатых принадлежало импортным мотофирмам, и фирмы эти были немецкие, естественно в таких условиях делиться технологиями они не рвались. Зато у чехов дело сладилось с английской фирмой Villiers. Эта фирма ходила в лидерах производства малокубатурных мотоциклов. Но особенно ценились ее двухтактные двигатели Villiers, устанавливаемые не только на мотоциклы, а также на газонокосилки и другую технику. Фирма Villiers производила по 80 тысяч двигателей в месяц. Jawa заключила контракт на поставку 175-кубовых двигателей, с постепенной локализацией производства в Чехословакии. Двигатель Villiers был двухтактный, рабочий объем в 175 куб.см., мощность 5,5 л.с. Коробка передач трехскоростная. Ходовую часть чехи разработали сами с учетом возможностей производства и местных условий эксплуатации. Рама была штампованная, мощная и более тяжелая чем у иностранных одноклассников, но зато имелся больший запас прочности. Дизайн у нового мотоцикла был оригинальный, в котором уже угадывался будущий стиль Jawa: рама и бак красного цвета, боковины бензобака хромированные. Jawa 175 была впервые представлена публике на Пражском мотосалоне 1932 года. Интерес к мотоциклу был большой, чему способствовала скромная цена в 4 650 крон, это почти на треть меньше чем у импортных аналогов. Рекламный слоган фирмы гласил: "Самый лучший мотоцикл за умеренную цену!". За первый год было продано более 3 тысяч этих мотоциклов, что свидетельствовало о явном успехе новой Jawa на рынке. Кроме цены у мотоцикла имелись и другие положительные свойства. Jawa весила всего 70 кг, мотоцикл был прост и легок в управлении, расходовал 3 литра бензина на сто километров и разгонялся до 70 км/ч. В народе 175-кубовая Jawa получила прозвище "Вилиерс", в честь британского мотора, установленного на мотоцикл. Двигатель, однако, очень быстро становился чехословацким. Уже в 1933 году из Англии экспортировали только магнето, карбюратор и цепь. А с 1934 года двигатель оснащали и карбюратором местного производства от компании Amal-Fisher. Покупателям были доступны две версии Jawa 175. Стандарт - бюджетная версия, Специал - люксовая версия с большим количеством хромированных деталей, множеством принадлежностей и электроклаксоном. За время производства Jawa 175 17 раз подвергалась модернизации, но изменения касались в основном деталей заменяемых на детали местного производства вместо английских. На внешнем виде это почти не отражалось.
Автор: Андрей Монов |
|
|||||||||||||||||||||||
|