актуальные мотобайки



Поиск по сайту

Simson S51: символ Восточной Европы
scooterok.ru > БАЙК.СТАТЬИ > ПЕРЕДОВИЦА

 
Simson S51: символ Восточной Европы 15.10.2023

К началу Второй мировой войны Германия обладала одним из самых мощных и развитых мотопромов в мире. Немецкие фирмы уверенно догоняли тогдашних лидеров британцев по объемом производимой техники. Но война круто перечеркнула все планы, а дальше произошли всем известные события – поражение и раздел Германии на два государства. И в каждой из половинок страны появилась своя мотоциклетная промышленность.

Мотозаводы ГДР и ФРГ практически не конкурировали - у них были разные пути развития. Так в ГДР не производились мотоциклы с двигателями кубатурой выше пятиста кубиков. И если мотопром ФРГ, боровшийся за выживание в условиях рынка, понес существенные потери (многие фирмы исчезли), то в ГДР мотозаводы жили и пороцветали в условиях плановой экономики. Собственно, у народа ГДР было два мотобренда - MZ и Simson. И на долю Simson выпало производство малокубатурной техники - мопеды, мокики, мотороллеры.

Simson - фирма сравнительно старая, занимавшаяся изначально выпуском оружия. В двадцатые и тридцатые годы компания расширили свой бизнес выпуском велосипедов, мотоциклов и автомобилей. После войны Simson была национализирована и ее завод получил наименования имени Эрнста Тельмана. При этом бренд Simson сохранили.

Пика развития фабрика имени Тельмана достигла к 1980 году. На тот момент завод выпускал по сто тысяч единиц мототехники в год. Основным изделием был мокик Simson S51. Этот аппарат стал дальнейшим развитием известной модели S50.

Мопед Simson S51 получил новый двухтактный двигатель рабочим объемом в пятьдесят кубов, мощность 3,7 л.с. От старого двигатели скутера S-50 новый силовой агрегат отличался размерностью 38 х 44 мм против 40 х 39,5. Конструкцию мотора упростили, сделали более технологичной и легкой в обслуживании. Так же двигатель S-51 был адаптирован под четырехскоростную коробку передач. Хотя переход на новую КПП произошел не сразу - несколько лет выпускалась версия с трехскоростной коробкой.

Дизайн мокика слегка подправили так, что увидеть разницу между S50 и S51 сложно. Ходовая осталась в та же. Основа - хребтина из трубы крупного сечения. К ней крепится двигатель, обвес и задний треугольный подрамник. Конструкция довольно простая, но имеющая достаточную прочность для такого типа техники. Вспомните наши мопеды «Рига», «Дельта» и «Карпаты».

Мокик Simson S51 выпускался в девяти модификациях. Основные разница между модификациями крылась в комплектации. Simson S51N - это базовая и самая бюджетная версия. Отличалась отсутствием поворотников, аккумулятора, простейшими задними амортизаторами и трехскоростной коробкой передач. Следующая версия, S51B, имела уже более богатую комплектацию - поворотники, замок зажигания, аккумулятор, гидравлические амортизаторы. Со временем в конструкцию S51B вносились изменения и дополнения, что привело к появления трех дополнительных субмодификаций.

Кроме дорожной версии у мопеда Simson S 51 имелся и внедорожный вариант, носивший наименование «Эндуро». Он отличался поднятым вверх глушителем. К тому же, раму усилили А-образной распоркой. Еще крылья заменили на пластиковые и подняли выше. Эндуро имел в обозначении букву E.

Выпускалась внедорожная версия в четырех редакциях. Самой шикарной и дорогой была версия S51 С (т.е. Comfort). Эта модификация имела шикарную комплектацию - тахометр, два зеркала заднего вида, комфортное седло, регулируемые задние амортизаторы и т.д. В серию эта версия пошла в 1983 году.

Стоил Simson S51 во времена ГДР от 800 до 1300 марок. Но этот мокик можно было получить и бесплатно, перевыполнив план или победив в социалистическом соревновании. В СССР изделия фирмы Simson не постановлялись, но S51 заполонили все другие страны Варшавского блока. Особенно в Болгарии и Румынии.

В Советском Союзе мокики Simson S51 стоили бы ощутимо дороже техники местного производства. От 400 до 600 рублей за мопедку, когда советские аналоги стоили 250 - 300 рублей. И все же некоторое количество Simson попало в Россию. После распада ГДР и вывода советских войск из Германии наши военные привозили эти мокики.

Стоили они недорого, ведь тогда немцы радостно расставались с ГДР-овской техникой. Simson S51 можно было выменять на несколько армейских шинелей или ремней. Зато сейчас S51 так дешево не купишь. Примерна цена этого аппарата на немецких аукционах от 800 до 1500 евро, за технику в приличном состоянии. Сумма может показаться не столь огромной, но Simson S51 аппарат не столь древний и раритетный. Иные классические британские мотоциклы стоят дороже на тысячи полторы. Если пересчитать первоначальную цену S51 на евро, то получится еще любопытней.

Во времена ГДР мокик стоил примерно 300 евро. Получается человек купивший тогда Simson S51 с годами не потерял в деньгах, а только выиграл. С Simson S51 связана любопытная история. Перед самым распадом ГДР один лихой человек украл такой мокик. И дальше тот гражданин не сошел с кривой дорожки, доведшей до тюрьмы. Но мокик у него не конфисковали - не нашли. И вот, отсидев в тюрьме не сколько раз ушлый гражданин решил завязать с преступным прошлым, и вернуть угнанный мокик Simson первому владельцу. Произошло это через десять лет после угона. Обворованный гражданин был несказанно рад возвращению мокика, поскольку был фанатом этой техники. Со временем потерпевший и преступник сдружились, и сейчас ездят на слеты фанатов техники Simson.

Само же предприятие Simson оказалось достаточно живучим и пережило распад ГДР. Однако больших успехов тоже не наблюдалось, хотя новые модели мокиков разрабатывались. Основной доход приносили классические Simson S51, выпуск которых продолжался до закрытия завода в 2002 году.


Автор:  Андрей Монов

Возврат к списку


Праздники России

БАЙК.НОВОСТИ   :  БАЙК.СТАТЬИ   :  БАЙК.ФОТО   :  БАЙК.ОБЩЕНИЕ   :  БАЙК.ЛИНКИ   :  БАЙК.ПРОЕКТ
Copyright © 2007- Актуальные мотобайки - scooterok.ru
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru