21.07.2023
Рекламная компания со слоганом "Калина - полный фарш" незаметно исчезла с голубых экранов. Кто-то понял, рекламировать свою машину, как полуфабрикат - не самая лучшая идея. Однако это хорошо показывает, какого уровня управляющие решения принимались и принимаются на крупнейшем отечественном автозаводе. Тем не менее, символичным был основной посыл - машины ВАЗ в своем оснащении теперь имеют самые важные опции, к которым стремится покупатель, и для получения которых ранее требовалось отдавать машину в руки тюнинговых мастерских.
Попытка сделать лучше не означает, что давно всем известные машины преобразятся в один момент, но определенная работа явно идет. Так совсем недавно стало возможным заказать Калину и Гранту с автоматическими коробками передач. Для установки на ВАЗы выбрали японскую неновую модель АКПП Jatco AY-K3. Тойота использовала ее на своих машинах еще в 90-х годах - очень надежная и простая АКПП, а это одна из самых важных характеристик для первого шага в этом направлении.
Кстати, руководство завода неоднократно делало заявления о разработке собственных автоматических трансмиссий, в частности роботизированных. Так для установки на машины Datsun, которые начал выпускать АвтоВАЗ, была разработана пятиступенчатая роботизированная АКПП, но до серийного выпуска эти проекты пока не дошли.
Куда важнее появление в семействе Лада Гранта второго типа кузова - лифтбека. От хэтчбека, наличествующего в семействе Калина, он отличается длиной заднего свеса и объемом багажника, а от седана Гранта – практичностью. А еще он очень хорошо выглядит. Можно даже назвать его красивым. По характеристикам получается нечто среднее между хэтчбеком и универсалом. Зачем нужен седан после появления нового кузова – загадка для автолюбителей. Объем багажника примерно одинаков, но в лифтбек загружать удобнее, да и груз можно взять побольше, если снять полку под задним стеклом. При складывании сидений получается большой и высокий грузовой отсек. А еще тут можно лечь, сиденья складываются, образуя почти ровный пол, и длина достаточная, очень удобно для путешествий.
ВНУТРИ САЛОНА
Салон новой Гранты достоин похвалы. Материалы бюджетные, но визуально неплохо подобраны. Стыкуются хорошо, однако легко пачкаются и передняя панель быстра приобретает неряшливый вид. Зато ручки и кнопочки сделаны хорошо и расположены удобно. Дисплей мультимедийной системы большой, он притягивает взгляд, хорошо читается и удачно вписан в интерьер. Эргономика водительского места неплоха, диапазона регулировок руля и сиденья хватает для удобного размещения человека ростом за 180см. Сзади уже тесновато, особенно в плечах, но вдвоем вполне удобно. Подушка сиденья плоская и места над головой немного, хочется сесть пониже, но тогда упираешься коленями в переднее сиденье. Для коротких путешествий годится, но в дальней дороге пассажирам большого роста будет тяжело. Сами сиденья по-прежнему не шедевр, все еще слишком мягкие и аморфные, но появилась необходимая боковая поддержка. Да и выполнены они аккуратно и более эргономично – теперь несколько часов за рулем не отзываются болью в спине. Спинка заднего сиденья складывается в соотношении 1 к 2, фиксация ее при поднятии не идеальна - требуется хороший хлопок. Зато при снятии подушек заднего сиденья и подголовников спинка образует почти ровную грузовую площадку, без ступенек и с хорошей обивкой. Подушка заднего сиденья откидывается на своеобразных «петлях», позволяющих легко снять их целиком при необходимости, и тем самым увеличить длину грузового отсека до предела, или использовать их на пикнике. Под полом багажного отсека нас традиционно ждет полноразмерная запаска. Серьезных минусов у организации грузового отсека почти нет, только уже упомянутая плохая фиксация спинки, странное устройство среднего трехточечного ремня безопасности и очень неудобный механизм снятия подголовников-фиксаторов два, нажимать их надо одновременно - тем, у кого всего две руки с небольшими ладонями будет сложно.
Из бросающегося в глаза - крупный рычаг АКПП. Он как будто из другого мира, из 80х - высокий, с большим набалдашником и кнопкой блокировки. Режимы P-R-D-2-1 переключаются рычагом, а вот кнопочка O/D (overdrive) задвинута в самый дальний угол. Эта опция - тоже привет из 80-х, отключение овердрайва, повышающей передачи (в данном случае, четвертой). Пользоваться этой кнопкой при динамичной езде приходится часто, а вот дотянуться до нее сложно, приходится нагибаться и искать на ощупь.
ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ
Приборная панель без изысков, всего два стрелочных прибора, спидометр и тахометр, указатель уровня топлива перенесен на маленький ЖК дисплей, на нем же ютится указатель включенной передачи, данные по пробегу и расходу топлива, можно вывести и данные по температуре двигателя. Основные приборы не бликуют и читаются хорошо, а вот ЖК дисплей «слеповат» на ярком солнце.
Климатическая установка радует четкими ходами ручек переключения и непривычно тихой работой вентилятора. Кондиционер не самый мощный, но свою задачу он выполняет качественно, в жаркий день дает поток приятной прохлады, и на динамике машины его включение почти не сказывается. Не пасует он и при включении рециркуляции.
КОМУ НЕ ПОВЕЗЛО
Тишина в салоне - конек не вазовских машин, и в новой Гранте акустический комфорт находится на минимально приемлемом уровне. Хорошо слышен шум дороги, а тонкие стекла пропускают звуки окружающего мира, заглушая его едва-едва. Мотор бодро порыкивает, его звук становится навязчивым только после 4к оборотов, но при спокойном движении это бывает редко, а при динамичном передвижении хотелось бы иметь более «породистый» звук выхлопа, а не подвывание. Аэродинамические шумы передних пассажиров не достают до скоростей "за 140", а на таких скоростях шумит уже все, и шины, и мотор - солиста выделить сложно. Непринужденный разговор можно поддерживать при спокойном передвижении максимально на скорости до 130 км/ч, перекрикивать друг друга не приходится. Причем, музыкой насладиться нельзя и на меньших скоростях, но тут сказывается и невысокое качество акустической системы.
Задним пассажирам повезло меньше. У них наблюдается интересный эффект, если откинуться головой на подголовник, то слышны аэродинамические шумы, плюс шум задних арок. Но стоит лишь чуть согнуться и перенести голову до средины длины задней двери как шум волшебным образом снижается до приемлемого уровня - можно поддерживать разговор с пассажирами передних сидений. Так сказывается сложная акустика заднего отсека с его покатым стеклом, но пассажирам от этого не легче, налицо явная недоработка.
НА ТИПИЧНОЙ ДОРОГЕ
Сильной стороной машины, как ни странно, являются ее ходовые качества. Привычный по прошлым моделям завода перекос в одну сторону – либо комфорт на разбитой дороге, либо управляемость, исчез. Новая подвеска, новая рейка и новый электроусилитель руля преобразили старое калиновское шасси. Появилось внятное реактивное действие на руле, он все еще слишком легок на малых скоростях, но на трассе наливается понятным реактивным усилием, а при рулении на большие углы и приличной скорости усилие даже великовато. Подвеску можно охарактеризовать как бодрую, при дорожном просвете сравнимом с иными кроссверами, Гранта лифтбек отлично сопротивляется раскачке, проглатывает крупные неровности и неплохо сглаживает острые стыки, да и крены невелики. Но подвески стали сильнее реагировать на дорожную «мелочь»- идеал не достижим на машинах такого класса, но Гранта очень близка к оптимуму.
Управляемость машины спокойная, без изысков, сильная недостаточная поворачиваемость, раннее скольжение под тягой, очень слабое ввинчивание в поворот под сброс тяги на пониженных передачах, руление острое и точное, даже на очень скользкой штатной резине. На больших скоростях хотелось бы чуть поменьше чувствительности, но в городском режиме и загородной трассе в самый раз. Надо отметить, что на тестовой машине были установлены китайские 15’’ шины, и вполне возможно, их замена на продукцию топовых европейских брендов может сильно изменить, как характеристики управляемости, так и комфорта-плавности хода, да и шумности.
Мощности 98 сильного мотора в сочетании с АКПП хватает. С ним сравнительно легкая машина обладает хорошим запасом тяги на любой скорости и динамика хорошо соотносится с возможностями шасси. Весь негатив, из года в год высказываемый в отношении коробок передач ВАЗ исчезает с установкой автоматической коробки, с ней нет проблем с нечеткими ходами рычага и малоинформативным сцеплением, вибрациями и т.д. и т.п. Да и по надежности АКПП может оказаться лучше, чем старые "ручные" коробки. Ведь в свое время такие коробки Jatco считались "вечными", часто переживая и моторы и сами машины. Поведение коробки старомодно - она почти не блокирует гидротрансформатор на низших передачах, ощущается "эффект вариатора", знакомый тем, кто ездил на акпп в давние времена, обороты двигателя рассогласованы со скоростью. При разгоне скорость растет, а обороты- «застывают» до какого-то момента.. Поведение коробки спортивным не назвать, при малейшей возможности она переходит на четвертую передачу. Переключения при спокойном движении почти не заметны, но при резком педалировании появляются ощутимые паузы при переключениях «вниз», так что создается ощущение, что лучше ехать спокойно. Если отключить overdrive, то вальяжность в поведении АКПП пропадет, машина будет четко следовать за педалью газа и быстро переключаться "вниз" при резком ускорении, при движении по извилистой трассе и при обгонах это значительно облегчает управление.
Тормоза Гранты в этой комплектации оснащены АБС, и на сухом асфальте ее срабатывание наступает слишком рано. Усилие на педали чуть ватное, но прогресс очевиден и тут. Уводов нет ни на ровном асфальте, ни на миксе. А на раскисшем грунте система почти не вмешивается в процесс торможения. К сожалению, используемая резина не дала в полной мере ощутить особенности тормозной системы, блокировка на асфальте наступает слишком рано.
ПОДЫТОЖИМ
Общее же впечатление от машины, несмотря на множество замечаний, положительное. В первую очередь стоит отметить отличную проходимость Гранты, большой дорожный просвет и небольшие свесы. По этим характеристикам она больше похожа на кроссоверы и паркетники, чем на обычные легковые машины В-сегмента. Очень практичный кузов, если речь о путешествиях, перевозке крупных грузов и активном отдыхе. Неплохие ходовые характеристики, намного лучше, чем привыкли обладатели машин ВАЗ, и не хуже, чем у других бюджетных машин, но с акцентом на вседорожность. Да и АКПП - очень желанная опция для множества людей. Моторы достаточной мощности и при этом простые. Давно известная всем конструкция. И цена ниже, чем у иномарок, хотя именно комплектация с АКПП будет недешева, минимум 480 тысяч. И главное, машина просто красива. За долгие годы это единственный по-настоящему красивый массовый автомобиль нашего производства, и пускай в дизайне есть нотки и корейцев, и старых опелей, это не умаляет его достоинств, это прорыв. Гранта лифтбек - лучшая отечественная машина на данный момент по совокупности характеристик, по многим параметрам догнавшая конкурентов. А что важнее, иномарочная собранность или «нафаршированность» ВАЗ при одной цене, уже решит покупатель.
Автор:
Борис Игнашин
Фоторепортаж:
АвтоВАЗ