актуальные мотобайки



Поиск по сайту

Обзор спортов BMW, Aprilia, Ducati и Kawasaki
scooterok.ru > БАЙК.СТАТЬИ > МОТО.ОБЗОРЫ

10.06.2023

автор: Андрей Монов

фото: Андрей Шандалов

Тихо зревшая электронная революция в сегменте спорбайков свершилась. Первыми возмутителями спокойствия стали четыре спротбайка. Эти революционеры произведены в разных странах. Один в Германии, два в Италии и один в Японии. Различаются они и по конструкции - два имеют в качестве двигателя классическую для спортбайков рядную четверку, один - V-образный, четырехцилиндровый двигатель, и у последнего стоит двухцилиндровый L-твин. Объединяет эти спорты одно - наличие электронных систем, упрощающих управление мотоциклом.

Гонка за скоростью и мощностью мотоциклов, начатая в семидесятые, доскакала до отметов в 300 км/ч и 200 л.с. Справится с такой мощью под силу не каждому, и езда на таких мотоциклах на дорогах общего пользования весьма небезопасна. И чтобы обуздать распоясавшихся лошадок без электроники не обошлось. Трекшен-контороль, квикшифтер, лонч-контроль и гоночная ABS - вот набор электронных систем спортбайка последнего поколения. Почти все эти системы пришельцы с гоночных трассы – они были обкатаны в Мото Гран-при. Но при этом алгоритмы работы электронных систем гражданских спортбайков куда сложнее. Электроника регулирует не только опережение зажигания, но и подачу топлива, давление в тормозных системах, изменяет настройки шасси. Однако не все электронные системы стоят на представленных в обзоре спорбайках в стоке, но даже в стандартной комплектации уровень вмешательства электроники в управление мотоцикла очень высок.

И начать обзор стоит с BMW S1000RR. Появление этого мотоцикла в 2010 году наделало много шуму. Еще бы, Баварский моторный завод обогнал по продажам в Германии все японские спортбайки. И но это только половина дела - BMW S1000RR удалось потеснить спортивные мотоциклы из страны Восходящего солнца на всем европейском рынке. А такого не наблюдалось уже много лет, можно сказать десятилетий. Баварский спорт сошел на грешный асфальт дорог общего пользования с гоночных трасс. В 2009 году заводская команда BMW использовала эти мотоциклы в гонках серии WSBK.

Есть даже конспирологическая версия - участие BMW S1000RR в WSB было хитрым маркетинговых ходом с целью выяснить отношение потенциальных покупателей к столь необычному для баварцев мотоциклу. Если бы отношение было отрицательное или интерес был бы слабый, то появление S1000RR отложили на неопределенный срок. Но так как желающие приобрести S1000RR завалили BMW просьбами, то фирма не осталась безучастна к мольбам всего мира.

По технической части в BMW S1000RR сложно найти что-то уникальное, делающее мотоцикл неповторимым. Типичный для спортбайков двигатель - четыре цилиндра в ряд, мощность 193 л.с. Рама диагональная - тоже обычное решение для спортбайков. А вот электронная система мотоцикла - явление любопытное. BMW стала чуть ли не первой (первой была Ducati) в мире фирмой ставшей устанавливать трекшен-контроль на свои спортивные мотоциклы в стоке. Принцип работы трекшен-контроля - обнаружив пробуксовку заднего колеса при разгоне система притормаживает двигатель, меняя подачу топлива и опережение зажигания в зависимости от угла наклона байка. Да, да у BMW S1000RR трекшен-контроль продвинутый, он учитывает показание датчика положения. Трекшен-контроль четырехпозиционный. Интересно, что сейчас в мотосалонах невозможно найти модель S1000RR без квикшифера, ABS и т.п., хотя все эти системы считаются опциональными.

Aprilia начала производство спортбайков в то время, когда многие итальянские фирмы уже заканчивали выпуск подобной техники не выдержав конкуренцию с японцами. И с той поры Aprilia преуспела на этом поприще. Спортбайк Aprilia RSV4 имеет четырехцилиндровый V-образный двигатель и это резко выделяет мотоцикл на фоне других спортов. V-образная четревка имеет все достоинства рядного четырехцилиндрового двигателя по мощности, но компактней его. Расплачиваться за это приходится сложностью конструкции, трудностями в обслуживание и как следствием не малым прайсом за ТО. Мощность двигателя Aprilia RSV4 180 л.с. По мощности двигателя Aprilia RSV4 середнячок в классе спротбайков, ниже ее только KTM 1190 RC8R да Honda Fireblade. Выпускается мотоцикл в двух вариантах: Aprilia RSV4R c подвеской Sahs, Aprilia RSV4 Factory с подвеской Ohlins у которой есть возможность регулировки геометрии подвески.

Пакет электронных систем, устанавливаемый на Aprilia RSV4, называется APRC (Aprilia Performance Ride Control). В APRC входит: трекшен-контроль, вили-контроль, ланч-контроль, квик-шифтер, плюс ABS с 2013 модельного года. От электронных систем других производителей систему APRC отличает наличие ланч-контроля. По принципу работы лонч-контроль напоминает функционирование трекшен-контроль, но работает при старте с места, позволяя, дать полный газ и отпустить сцепление - дальше ни о чем не беспокоиться.

Третий спорт в нашем обзоре, и второй из Италии, - Ducati 1199 Panigale. Ducati, в отличии от BMW, легкий путей не ищет, под изменчивый мир не прогибается, а старается прогнуть его под себя, получается с переменным успехом. Panigale во многом сгусток традиций фирмы. Двигатель - классический двухцилиндровый L-твин, десмотродромный механизм, принудительно закрывающий клапана. Двигатель Panigale единственный из этой четверки у которого рабочий объем 1198 куб.см., все остальные - литры. Это объясняется наличием в серии WSBK гандикапа в двести кубиков для двухцилиндровых двигателей. Мощность двигателя Panigale 195 л.с. Но все же есть в традициях Ducati потери. Ушел в прошлое зубчатый ремень привода верних распредвалов, его заменили на цепь. Канула в лету рама птичья клетка. Теперь вместо нее монокок, соединяющий рулевую колонку и силовой агрегат, а уже к нему уже крепиться маятник. Как следствие, слайдеры ставить некуда и любое падение даже на паркинге рискует обернуться весьма затратным.

Выпускается Ducati 1199 Panigale в трех версиях. Стоковая - с подвесками Marzocchi и Sachs c ручной регулировкой. Трекшен-контроль, квик-шифтер в стандартной комплектации, ABS и система сбора данных - за доплату. Версия S - подвеска Ohlins с электронной регулировками, кованые диски вместо литых, светодиодные фары. Вершина - S Tricolore. Специальная схема раскраски, выпускная система из титана, все опции включены.

Со слов Андрея Шандалова в стоковой базе на Panigale уже стоит квик-шифтер, позволяющий переключать передачи без выжима сцепления и сброса газа. Для того чтобы уровнять скорости валов коробки передач, эта система изменяет опережение зажигания и подачу топлива. Что любопытно, первый в мире спортбайк с трекшен-контролем - Ducati 1098R. И тот первый трекшен-контроль был далек от совершенства. А чтобы выбрать одну из восьми профильных настроек нужно было остановиться и даже заглушить двигатель.

Пока все идет не плохо - говорил герои Юла Бринера в одном легендарном фильме. То же самое говорят в японских мотоконцернах и не торопятся устанавливать на свои спортбайки продвинутую электронику. Хотя вроде бы японцы и электроника вещи связанные между собой - ан нет. За всех отдувается лишь концерн Kawasaki. Последняя версия ZX-10R Ninja имеет трекшен-контроль в стоке, а ABS устанавливается за доплату. В остальном Ninja - классический японский спорт. Двигатель - рядная четверка, диагональная рама. Kawasaki ZX-10R Ninja один из самых мощный мотоциклов в сегменте спорбайков. Его мощность 200 л.с. Мощнее только MV Agusta F4RR, и то на одну лошадиную силу.

Резюмируя выше сказанное. В ближайшее время электронных систем на мотоциклах станет больше, и то что было опциями для спортсменов, будет устанавливаться уже в стоке для всех мотолюбителей. Постепенно электронные системы переберутся и на другие типы мотоциклов - эндуро, спорт-туристы и отдельные круизеры. Конечно, мотоциклы без электроники никуда не исчезнут, но любой байкер сможет выбрать какой тип техники приносит ему большее удовольствие - аналоговый или электронный. А собственно для того и покупают мотоцикл, чтобы он приносил удовольствие.


Автор:  Андрей Монов
Фоторепортаж:  Андрей Шандалов

Возврат к списку


Праздники России

БАЙК.НОВОСТИ   :  БАЙК.СТАТЬИ   :  БАЙК.ФОТО   :  БАЙК.ОБЩЕНИЕ   :  БАЙК.ЛИНКИ   :  БАЙК.ПРОЕКТ
Copyright © 2007- Актуальные мотобайки - scooterok.ru
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru